Приёмная комиссия: +373 (552) 60963 (Viber) E-mail: kanz@bpfpgu.ru   
Регистрация

Учебная часть

Администратор 18 февраля 2010 45 576 Филиал

Средства наглядности реализуют связь теории и практики

Учебная часть

Интервью с руководителем «Школы начинающего педагога», секретарем Ученого Совета, методистом учебной части БПФ ГОУ «ПГУ им. Т.Г.Шевченко» Натальей Андреевной Колесниченко




- Наталья Андреевна, какие средства наглядности используются преподавателями филиала наиболее часто?

- Я думаю, что рационально перечислить разнообразие наглядных пособий, используемых преподавателями БПФ:
это демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях и т. д. В преподавании общетехнических и специальных дисциплин показ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о них студентам. Нашим преподавателям в основном приходится самостоятельно разрабатывать комплексы наглядных пособий, определяя оптимизацию их сочетания с другими средствами обучения.

- Преподавателю необходимо знать и преимущества каждого наглядного объекта, и возможности его применения в конкретной обстановке…

- Да, например, изложение учебного материала с помощью программы Office Power Point занимает меньше времени, чем необходимо для предоставления этой же информации зарисовками на доске мелом. Способ показа слайдов более гибок, чем демонстрация видеофильма, поскольку позволяет преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам. В БПФ преподаватели успешно внедряют в учебный процесс новые информационные технологии, что особенно удобно при чтении поточных лекций для студентов, получающих высшее профессиональное образование, ведь иногда при объединении групп на лекции одновременно присутствует до 100 человек.

- Но в некоторых случаях использование наглядности может дать отрицательный результат?

- Когда применение наглядности необоснованное, произвольное или избыточное, тогда эффект может быть отрицательным. У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, при изучении дисциплин: «Строительные материалы, используемые в ПМР», «Теплогенерирующие установки», «Устройство автомобиля», «Архитектура ЭВМ» такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у студентов правильного представления о форме, цвете и величине объекта. И применение этого вида наглядности дает возможность для тех, кто изучает профессиональные дисциплины (в специально оборудованных мастерских и лабораториях БПФ), перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению.
Высокий профессионализм и опыт работы позволяют преподавателям Ю.Г.Ляхову, С.С.Ивановой, В.Г. Качур, Г.М. Крапивницкой эффективно применять средства наглядности, самостоятельно определяя методику и технику их использования.

- Зная методику применения в совершенстве, с помощью наглядности можно решить основные дидактические задачи…

- Я убеждена, что детальное знание методики использования наглядных пособий педагогами С.И. Кирмикчи, М.Н. Романенко, Л.Ф. Родионовой снижает утомляемость студентов. При умелом руководстве восприятием наглядного материала знания предмета более объемны, - администрация после посещения занятий неоднократно отмечала эту закономерность. На Научно-методической комиссии преподаватель экономических дисциплин В.Ю. Козменко в докладе «Использование на занятиях средств наглядности преподавателями кафедры ГиСЭД» подчеркнул необходимость изучения передового опыта в области применения наглядных материалов. Проанализировав его доклад и отзывы администрации, рекомендую коллегам посетить занятия Г.К. Трубниковой, Т.И. Лохвинской, Т.А. Надоли, С.И. Чудак, Н.Н. Шокот, С.Г. Познанской. Излагаемый этими педагогами учебный материал усваивается с оптимальным результатом. В плане занятий «Школы молодого педагога» ведущая тема - «Педагогические технологии учебного процесса». И молодые преподаватели (хочу специально это подчеркнуть, выпускники ПГУ) В.Ю. Козменко, И.П. Баркар, Т.В. Савчук рационально сочетают различные формы и методы сообщения учебного материала и учебного труда студентов, с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

Учебная часть

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом
определяется методикой и техникой его использования на занятии.
Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства
наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета,
умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время
демонстрации, степень подготовленности студентов к восприятию
средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

Учебная часть








-Наталья Андреевна, ведь в политехническом учебном заведении постоянно возникают ситуации, когда изучаемые объекты в натуре очень велики или естественно малы, или когда изучаемое находится внутри механизма – скрыто от непосредственного наблюдения;

-Вы правы, тогда применение наглядных пособий особенно рационально. Здесь уместно рассказать о действующем устройстве, созданном преподавателем И.М. Морарь. Это двигатель внутреннего сгорания с электроприводом в разрезе, применяемый для обучения по программе «Устройство автомобиля». Устройство используется при изучении рабочих процессов двигателя внутреннего сгорания, систем охлаждения, смазки, пуска, газораспределительного механизма, когда возникает необходимость наглядного выражения взаимосвязи элементов, показывающих принцип действия устройства, при демонстрации взаимного расположения деталей механизма или машины в наиболее характерных моментах движения.

Устройство необходимо при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной работы студентов, для контроля над усвоением материала и в других видах учебной деятельности.

Наглядность, содействуя развитию абстрактного мышления, формируя познавательный интерес и активность студентов, способствует приобретению осознанных и прочных знаний.

Учебная часть
Преподаватель И. М. Морарь объясняет устройство автомобиля, используя созданное им наглядное пособие, которому нет аналогов ни в одном учебном заведении ПМР.

Похожие новости:


ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА

25 июня в БПФ состоялось последнее в текущем учебном году заседание Ученого совета . . .

01.07.21 Филиал
ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА

29 января состоялось онлайн-заседание Ученого совета БПФ . . .

02.02.21 Филиал
УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА КАФЕДР

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА КАФЕДР РАСПРЕДЕЛЕНА Заведующие кафедрами ежегодно рассчитывают учебную нагрузку

14.07.15 Филиал
УЧЁНЫЙ СОВЕТ

УЧЁНЫЙ СОВЕТ ПОСТАНОВИЛ Состоялось очередное заседание Учёного совета Бендерского

04.02.15 Филиал
Учебная часть

Рейтинговый контроль оценки качества учебной работы Целью рейтинга успеваемости является

17.03.10 Филиал
Учебная часть

Итоги зимней зачётно-экзаменационной сессии 2009-2010 учебного года Итоговый контроль успеваемости

16.02.10 Филиал

Copyright by ОИТ БПФ ГОУ «ПГУ им. Т.Г. Шевченко» 2007-2024 © Все права защищены. Пользовательское соглашение.
Закрыть